Поделиться:
Поделиться:

ИСТОРИЯ РУССКОЙ БАНИ.

История русской бани, наверно, гораздо глубже, нежели мы можем себе это представить. Почему-то многие недооценивают цивилизованность русского народа, считая, что вся его история при ближайшем рассмотрении оказывается самой настоящей летописью дикости и отсталости. Как же они заблуждаются, эти скептики! На самом деле русская баня — едва ли не самая древняя, поскольку ее возникновение относится примерно к тому же периоду, что и само зарождение племени славян! Еще и письменности как таковой не было, а мы уже видим в устном народном творчестве упоминания о бане и ее целебной силе.

Ведь в банной процедуре как бы сливаются воедино две наиболее сильные природные стихии - огонь и вода. Древние славяне, как известно, были язычниками по своим верованиям и поклонялись самым различным богам. И наиболее "сильными", следовательно, наиболее почитаемыми были бог Солнца и огня и богиня дождя и воды. Соединяя две эти силы во время банной процедуры, древние славяне как бы привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества. Языческий праздник Ивана Купалы тоже, кстати, уходит корнями в глубь древних славянских верований. Прыгая через огонь, наши далекие предки старались "сжечь" зло и болезни, очистить свою душу. А ночные купания в речке или озере олицетворяли единение с матушкой-природой и приобщение к ее жизненным силам. Практически во всех былинах и сказах мы можем заметить отголоски древних верований в целебную и очистительную силу воды. Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Баня считалась хранительницей "живой", очищающей воды и здоровья, поскольку она как бы усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.

Баня сначала считалась символом преодоления всего дурного, что может окружать человека в земной жизни, а в более позднее время она стала олицетворением гостеприимства и домашнего очага. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти представления о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней, и сейчас гостя, постучавшегося в дом, в первую очередь отведут попариться в баньку, а затем предложат стол и постель. Баня в жизни русского человека всегда играла настолько важную роль, что в древних летописях Х-Х11 веков, в которых рассказывается о нравах русичей, сплошь и рядом мы находим упоминания о "мыльнях". Бани назывались "мыльнями", "мов-ницами", "мовью", "влазнями" и "мовнями". Еще в договоре с Византией (относится к 907 году) русичи специально оговаривали; что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут "творити мовь" когда только захотят.

Бани упоминаются и в "Повести временных лет" (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В те давние времена монахи были сведущи в вопросах медицины, поскольку они имели возможность читать труды древнегреческих медиков, а именно греческая медицина впервые обратила внимание на пользу парной бани. Стремясь проверить полученные из античных источников сведения, монахи стали строить бани и наблюдать за тем целебным эффектом, который банные процедуры производили на больных и страждущих. Когда лечебные свойства бань были полностью подтверждены, при "мыльнях" стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже "заведениями для немогущих". Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси.

Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Русская баня, в отличие от них, гораздо сильнее воздействует на человека. Непременный атрибут русской бани - березовый веник - хлещет разгоряченные тела во всю мощь. Кажется, что это не баня, а пытка. Так и думали во все времена чужеземцы, попавшие в настоящую русскую баню. В парной под ударами веников им казалось, что "смерть их пришла и стоит на пороге". А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, запоминались надолго. Слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.

Во многих книгах древности и наших дней иноземные путешественники делятся своими впечатлениями о России. А разве можно понять русский характер, не побывав в русской бане. Русские бани своей целебной силой завоевали любовь многих людей за пределами нашей страны. Поклонники русских бань строят их и во Франции, и в Америке. Попав в Канаду, наш соотечественник может отвести душу в Сандуновских банях. Они построены по типу одноименных бань в Москве. Притягательная сила и целебная способность русских бань общепризнаны. В одной из древних арабских рукописей сохранилось воспоминание путешественника, который побывал на Руси и попарился в бане. Из этого источника стало известно, как наши предки устраивали бани: "...Они строили деревянный дом, небольшой по размерам. В нем было только одно маленькое окошко, которое располагалось ближе к потолку. Все щели между бревнами конопатили древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном из углов избы находится огненный очаг, обложенный камнями. Также в бане имелась большая бочка с водой. Когда очаг разгорается, камни обрызгивают водой, а дверь и окно закупоривают".

Русская баня поражала воображение иностранцев, привыкших к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей баньки ныряли в прорубь, виделись чужакам богатырями. Устройство бань не претерпевало никаких принципиальных изменений в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Изменилось лишь конструктивное воплощение.

Бани представляли собой небольшую деревянную избушку, срубленную из цельных бревен. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. Внутреннее устройство бани таково: примерно треть всего помещения занимает печь-каменка. В ее топке разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь гасят, трубу закрывают заслонкой и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар. Парятся, взбираясь на полки (ударение на второй слог), которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше на полок забирается человек, тем жарче и "ядренее" пар. На верхнем полке, почти под потолком, рискуют париться только самые выносливые и крепкие парильщики, которым нипочем стоградусная жара. Это так называемая белая баня. Сначала ее строили только из бревен, но потом появились бани из кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переяславле.

Все мы уважаем и по мере сил продолжаем замечательный русский обычай — париться в бане. Причем банными процедурами мы стараемся не только поддержать чистоту своего тела, но и укрепить его физическое здоровье. Кто-то стремится в бане вылечить свои хвори и недомогания, кто-то (преимущественно женщины) жаждет с ее помощью похудеть и выглядеть моложе, кто-то посещает баньку для того, чтобы, как говорится, «смыть усталость» после тяжелой рабочей недели и попутно снять стресс…


©  Данная статья защищена Законом "Об Авторском праве" 
Любая перепечатка и ссылка на материалы статьи возможна лишь по согласованию с администрацией сайта

другие советы ...



 

Задать вопрос

* обозначены поля, обязательные для заполнения

Заказать обратный звонок

* обозначены поля, обязательные для заполнения

Отправить заявку

* обозначены поля, обязательные для заполнения

Узнать цену

* обозначены поля, обязательные для заполнения